Какая методика изучения языка - лучшая? Как лучше всего изучать язык?

3Вопросы о том, как быстрее добиться качественного результата, и какая методика изучения иностранных языков – лучшая, думаю, тревожат всех, кто изучает и преподаёт языки. Итак, давайте постараемся на них ответить.

Чудо-методики или традиционные методы?

В настоящее время можно найти информацию о таких чудо-методиках, которые обещают изучение языка в короткий срок без усилий – типа методики «25-ый кадр» и тому подобное. Я ничего не могу сказать про эти обещающие чудо методики, потому что ни разу не встречала человека, который бы выучил язык таким способом. Тогда как тех, кто выучил язык классическим методом, достаточно много:) Что касается обучения шпионов, то я думаю, что в шпионы берут людей с очень хорошей и цепкой памятью, и именно это и творит чудеса. Так что улучшайте и развивайте свою память, она способна улучшать свои свойства при тренировке! Изучение языка требует умственного напряжения. Пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», как всегда, работает. И ещё говорят, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Так вот, обещание выучить язык быстро и без усилий похоже на ловушку, и чем меньше времени Вы потратите на то, чтобы штудировать интернет, изучая эти новейшие и секретные методики и как они работают, тем быстрее Вы перейдёте непосредственно к традиционным трудо- и времязатратным, но эффективным методам изучения языка, и  тогда реальный прогресс не заставит себя ждать.

Финский на финском или финский на русском?

Следующий вопрос, который может интересовать желающего изучить финский язык - это выбор между методикой "погружения" в язык, когда обучение ведётся только на финском языке, и обучением с использованием родного языка. Конечно, если у Вас уже достаточно хороший уровень языка, и Вы владеете его грамматикой, то метод погружения в языковую среду очень хорош. Но если мы говорим об изучении языка "с нуля" или на начальных этапах, то метод, когда все грамматические явления объясняются только на финском языке, которого ученики ещё не знают, а также с помощью жестов и картинок, то такая методика может привести к тому, что ученик не понимает грамматику, а непонимание грамматики может привести за собой:
1. неграмотную речь (Это происходит, если у ученика не исправляли ошибки и не объясняли, как правильно и почему. Ученик может даже не комплексовать насчёт своей речи, но, например, работодатели отмечают, что уровень языка невысок.),
2. языковой барьер (Это происходит, потому что ученик не знает, как говорить грамотно, и в связи с этим предпочитает молчать.),
3. потерю интереса к изучению языка и нежелание учиться (потому что не получается, ученик чувствует, что прогресса нет, ведь без полного понимания грамматики действительно очень сложно получить прогресс).
4. достижение потолка в изучении языка и неспособность понимать более сложные грамматические конструкции в связи с непониманием сути более простых конструкций.
Дело в том, что финский язык, выражаясь лингвистическими терминами, - синтетический. Это означает, что слова имеют разные окончания и множество вариантов форм, формы слов очень сильно видоизменяются до неузнаваемости, чем финский язык похож на русский язык, в отличие от английского языка - аналитического, у которого очень мало окончаний - самый минимум, и в котором грамматические значения выражаются за счёт, например, предлогов, а слова остаются практически неизменными. На мой взгляд, говоря именно и, в особенности, о финском языке в силу такой его специфики, не объяснять грамматику на начальных этапах подробно на русском языке - это рисковать получить выше указанные отрицательные результаты, исправлять которые будет сложнее, чем если с самого начала начинать учиться говорить грамотно, понимая суть и осознавая взаимосвязи грамматических явлений без зазубривания. Итак, я думаю, что грамматику желательно подробно объяснять и изучать на русском языке на множестве примеров и отрабатывать на переводах предложений с родного и на родной язык, а также с помощью пересказов. Но в любом случае, выбор за Вами, ведь все методики разные, и каждый ученик и каждый учитель - индивидуальность, и каждый из этих факторов способен изменить ситуацию и привести к уникальным результатам. Я лишь привела примеры, с которыми сталкивалась, и сделала выводы, основываясь на них.

В группе или индивидуально?

На этот вопрос Вы также можете найти свой ответ, ведь только Вы знаете лучше, как Вам комфортнее заниматься. Я преподавала и в группах, и индивидуально. Могу поделиться своим субъективным опытом и наблюдениями по поводу занятий в группе:
1. В группе прогресс идёт дольше,
2. В группе все ученики занимаются по одной методике и в одном темпе (Спасибо, Кэп:)), ориентируясь либо на слабого, либо на среднего ученика.
И по поводу индивидуальных занятий:
1. При индивидуальных занятиях чаще всего прогресс идёт в несколько раз быстрее (именно в разы - умножать), ведь при занятиях с одним учеником я имею возможность корректировать скорость освоения материала, а также уделять ученику несравнимо больше внимания, чем в группе.
2. При индивидуальных занятиях я имею возможность корректировать методику, повышая таким образом качество усвоения материала и повышая скорость достижения результата. Я могу отбирать тот материал, который сейчас наиболее важен и полезен для данного ученика, и проводить урок в соответствии с этим. Например, в зависимости от ситуации, мы можем:
-переводить предложения на уроке с учителем, либо дома, сверяясь с ответами, либо не переводить предложения,
-пересказывать тексты самостоятельно дома, либо пересказывать учителю на уроке, чтобы он проверил, либо не пересказывать тексты,
-делать огромные домашние задания, изучив сразу 10 уроков на занятии, либо не делать домашние задания, изучив на занятии половину одного урока,
-а также мы можем использовать разные методики и материалы на уроке при необходимости.

Как видите, при индивидуальных занятиях вариативность проведения урока очень большая, и желаемых результатов можно достичь быстрее. Но в любом случае, каждый формат занятий имеет свои преимущества, которые Вы сами для себя определяете, ведь занятия в группе могут приносить также огромную пользу и удовольствие, всё зависит от того, насколько Вы мотивированны, насколько усердно Вы готовы заниматься дома, а также от любого фактора, важного индивидуально для Вас.

Какая методика - идеальная?

476101349Итак, идеальной методики не существует.
476101349Но зато существует идеально подобранная методика. Это та методика, которая подходит именно Вам! Вы можете интуитивно это чувствовать, наблюдая за своими успехами. 
Ещё приведу пример моих интересных наблюдений:
По типу мышления люди делятся на левополушарных и правополушарных. У левополушарных преобладает логическое аналитическое математическое мышление, склонность к систематизации материала, они любят таблицы. Тогда как у правополушарных больше работает воображение, они рассматривают картину в целом, не вдаваясь в глубокий анализ отдельных её частей, им легче, например, запоминать готовые формы слов и готовые фразы, не думая о причинно-следственных связях внутри предложения. С левополушарными мы, например, переводим много предложений с русского на финский, а с правополушарными, наоборот, заучиваем много готовых текстов на финском языке, запоминая таким образом готовые формы слов и фразы. А с  некоторыми учениками мы делаем и то, и другое. И каждый из этих подходов - наиболее эффективен и комфортен для данного человека!
Как видите, всё очень индивидуально, и разным людям подходят разные методики!